Рейтинг@Mail.ru
Реставрация икон, мебели и картин в Нижнем Новгороде - Реставрация икон и картин

Реставрация икон, картин. Реставрация латунных окладов, иконок. Восстановление ликов орнамента

Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И. Э. Грабаря — 

государственная реставрационная организация России.

 

История

Федеральное государственное учреждение культуры «Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И. Э. Грабаря» (ВХНРЦ) — старейшая государственная реставрационная организация России — был основан 10 июня 1918 года по инициативе художника и исследователя искусства Игоря Эммануиловича Грабаря, при Отделе по делам музеев и охране памятников искусства и старины Народного комиссариата просвещения (32-й отдел Наркомпросса) РСФСР в виде Всероссийской комиссии по сохранению и раскрытию древнерусской живописи. Председателем этой комиссии был назначен И. Э. Грабарь. В 1924 году комиссия была преобразована в Центральные государственные реставрационные мастерские (ЦГРМ). Усилиями И. Э. Грабаря в ЦГРМ был собран цвет отечественной научной реставрации того времени: и выдающиеся ученые-искусствоведы, и опытные реставраторы-практики.

 В 1934 году Центр был ликвидирован, было признано нецелесообразным охранять целиком всё культурное наследие, многое признается вредоносными для идейного воспитания. Мастерские были расформированы летом 1934 г., секция живописи, научный отдел и фототека переведены в Третьяковскую галерею, функции учета, реставрации и охраны памятников перешли к ведущим музеям Москвы и Ленинграда. Наиболее активные деятели центра, выступающие за сохранение русской культуры и сопротивляющиеся уничтожению «ненужных» памятников культуры А. Анисимов и Ю. Олсуфьев были репрессированы и погибли, приговорены к различным срокам Н. Померанцев, П. Барановский и Н. Сычев. Возвращение реставраторов из опалы — «заслуга» войны. По мере освобождения оккупированной части СССР, становился яснее масштаб ущерба, причинённого войной не только экономике, но и культуре — памятникам истории, художественным ценностям. 1 сентября 1944 года СНК издаёт Распоряжение № 17765-р за подписью зам. Председателя В. М. Молотова о разрешении Комитету по делам искусств при Совнаркоме СССР организовать Центральную художественно-реставрационную мастерскую. Естественно, что для организации был привлечён опытнейший И. Э. Грабарь, который, став художественным руководителем «новой» мастерской, фактически воссоздал старые, привлекая для этого уцелевших реставраторов, даже отзывая их с фронтов. Именно благодаря И. Э. Грабарю, нынешний Центр считается правопреемником тех мастерских, что начинались в 1918.[1]

 За почти вековую историю центра трудами его сотрудников для отечественной и мировой культуры были сохранены тысячи памятников изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Среди этих памятников фрески Новгородских и Владимирских храмов, соборов Московского Кремля, древнерусские иконы, в том числе такие святыни, как «Богоматерь Владимирская» «Троица» кисти Андрея Рублева; живопись из собрания Дрезденской галереи, ГТГ и ГМИИ им. А. С. Пушкина; панорама «Бородинская битва» Ф.Рубо; средневековые рукописи и античная керамика.

 С 1986 по 2010 годы Центром руководил художник и искусствовед Алексей Петрович Владимиров. В непростых для всех учреждений культуры условиях последних десятилетий ВХНРЦ удалось сохранять лучшие традиции реставрационной школы, заложенные И. Э. Грабарем и его соратниками.

 ВХНРЦ специализируется на консервации, реставрации, экспертизе памятников масляной живописи, иконописи, графики (в том числе на пергаментном основании), книг (в том числе «инкунабул»), памятников деревянной, каменной, гипсовой и восточной лаковой скульптуры, предметов прикладного искусства (металл, кость, шитье и ткани, керамика).

 

Центр сегодня

 

Коридор. Вдоль стен лежат разложенные для просушки иконы XVIII века из одного из северных храмов, присланные на реставрацию в Москву. Помещение до пожара

На сегодняшний день Центр является одной из немногих реставрационных организаций, обладающих проверенной временем системой подготовки новых сотрудников. Ещё в 1947 г. в ГЦХРМ было принято «Положение о художниках-реставраторах», вменявшее в обязанность каждому мастеру «постоянное совершенствование: а) по истории и теории искусства; б) по методике реставрационных процессов; в) по общему художественному уровню (выполнение творческих работ в соответствии со своей специальностью — по рисунку, живописи, лепке, копированию и т. д.)».

 С 1955 г. Центр был в числе создателей и постоянных участников Государственной Аттестационной комиссии Министерства культуры РСФСР, определявшей уровень мастерства реставраторов. Центр стоял у истоков создания государственной системы обучения новых реставрационных кадров, и в настоящее время он является одним из немногих учреждений культуры, бережно хранящих сложившийся в течение десятилетий порядок последовательного повышения квалификации молодых специалистов. Как правило, новые сотрудники, приходящие в отделы ВХНРЦ, имеют высшее либо среднее специальное художественное образование. Основы профессии они постигают под руководством реставраторов высшей и первой категории. Постепенно, по мере приобретения новых знаний и опыта, их допускают к работе со все более сложными экспонатами.

 ВХНРЦ тесно сотрудничает с отечественным и международным музейным сообществом, его специалисты принимают активное участие в работе российского отделения ИКОМ ЮНЕСКО с момента его основания. Сейчас в числе партнеров Центра более 200 музеев, реставрационных мастерских и научно-исследовательских организаций России и стран ближнего и дальнего зарубежья.

 Сотрудники ВХНРЦ проводят обследование и реставрацию музейных экспозиций и фондов на местах во время командировок, принимают на стажировку музейных реставраторов и хранителей, обмениваются с российскими и зарубежными коллегами научной информацией в ходе многочисленных конференций и выставок.

 

Подготовка реставрационных кадров в ВХНРЦ

ВХНРЦ сегодня — не только реставрационная и научно-исследовательская организация, но и научно-методическая база Министерства культуры РФ, в том числе по подготовке квалифицированных кадров для реставрационных центров, мастерских, реставрационных отделов музеев России.

 До Великой Отечественной войны и сразу после её окончания в СССР ещё не практиковалась подготовка реставраторов в специальных учебных заведениях, хотя потребность в них была огромной, особенно в послевоенные годы. В первую очередь необходимы были не столько высококлассные художники-реставраторы для восстановления утраченного, сколько реставраторы-консерваторы для «скорой помощи» повреждённым памятникам — способные следить за сохранностью музейных фондов, предотвращать окончательную утрату исторических и художественных ценностей, проводить неотложные консервационные и, уже по мере возможности, несложные реставрационные работы.

 Для решения этой важной задачи, Центральные государственные реставрационные мастерские, как тогда назывался Центр Грабаря, в 1955 году организовали двухгодичные курсы подготовки реставраторов станковой живописи, графики, скульптуры и предметов прикладного искусства. Слушатели курсов прошли необходимую подготовку, не только практическую, но и общекультурную теоретическую, и, получив квалификационные удостоверения с указанием перечня работ, которые им разрешалось выполнять, стали настоящим спасением для тысяч экспонатов во многих музеях Советского Союза. Лучшие выпускники были приняты на работу в ЦГРМ, многие из них и по сей день являются гордостью Центра.

 В настоящее время подготовка реставрационных кадров в России обычно складывается из двух ступеней: в ряде художественных учебных заведений страны открыты реставрационные факультеты и отделения, после окончания которых выпускники стажируются у опытных мастеров-практиков.

 Именно такое наставничество традиционно для ВХНРЦ — квалифицированный и опытный художник-реставратор несколько лет руководит, обучая на практике, работой учеников, доводя их до высокого профессионального уровня.

С целью подготовки и переподготовки реставраторов для музеев страны в ВХНРЦ разработана система стажировок в разных отделах с обязательным прочтением теоретических курсов по технологии, методикам реставрации и различным видам предреставрационных и реставрационных исследований памятников (физических, химических, рентгенологических, биологических и др.). Стажировки проводятся на основании договоров ВХНРЦ с заинтересованными организациями и лицами.

 

Пожар 2010 года

15 июля 2010 года в здании произошёл пожар, он начался после полудня c крыши. Пожару была присвоена третья категория по пятибалльной шкале сложности. В тушении принимали участие 65 пожарных автомобилей и три пожарных вертолета. Жертвами пожара стали двое пожарных — Александр Владимирович Дымчиков (1969 г. р.) и Вячеслав Александрович Шашин (1983 г. р.), погибшие, вероятно, при внезапном выбросе пламени из-за резкого притока воздуха, возможного при обрушении части крыши, вылете стёкол и т. п. Застеклённый «балкон», составляющий примерно ¾ площади третьего этажа здания, полностью выгорел, пострадала от огня крыша над оставшейся частью третьего этажа и несколько помещений второго. Все помещения второго и первого этажей залиты пеной и водой. Устояло против воды только хранилище на первом этаже, где и находилось большинство экспонатов.

 В результате пожара пострадал архив, было повреждено несколько картин. Не подлежат восстановлению два экспоната: туркменский ковёр, только что отреставрированный в Центре после пожара в усадьбе Мураново, и знамя петровской эпохи из Переславля-Залесского. Сообщение о том, что утрачена работа Джорджа Доу «Александр I на коне» из Оружейной палаты Московского Кремля[2], ошибочно, картина найдена, хотя и сильно пострадала. Для восстановления здания потребуется капитальный ремонт.

 Директор Реставрационного центра Алексей Владимиров критиковал тушение пожара с использованием воды. Он заявил: «Есть же мировые примеры: когда горела Альбертина, то её тушили газом, потому что знали, что внутри хранится графика»[3]. В государственной пожарной охране Москвы есть один автомобиль газового тушения[4].

 В начале 2011 года сотрудник отдела реставрации рукописей Евгения Осипова за спасение из пожара древних рукописей, в том числе Спасского Евангелия XIII века, была удостоена премии «Своя колея» за 2010 год[5].

 

Примечания

  1.  История (HTML). Всероссийский художественный научно-реставрационный центр (ВХНРЦ) имени академика И.Э. Грабаря. Проверено 15 ноября 2017.
  2.  СКП нашел виновных в пожаре в Центре им. Грабаря. Росбизнесконсалтинг, 27.7.2010.
  3.  Директора реставрационного центра уволили после критики в адрес Шойгу. GZT.RU.
  4.  Справочник руководителя тушения пожара гарнизона пожарной охраны города Москвы. — М., 2010. — С. 59.
  5.  Официальный сайт премии «Своя колея» Архивная копия от 15 июня 2017 на Wayback Machine

RSS
Реставрация икон
Реставрация ико...
Детали Скачать
Реставрация икон
Реставрация ико...
Детали Скачать
Реставрация картин
Реставрация кар...
Детали Скачать
Реставрация картин
Реставрация кар...
Детали Скачать
Реставрация картин
Реставрация кар...
Детали Скачать
Реставрация картин
Реставрация кар...
Детали Скачать
Реставрация картин
Реставрация кар...
Детали Скачать
Реставрация икон
Реставрация ико...
Детали Скачать
Реставрация картин
Реставрация кар...
Детали Скачать
Реставрация картин
Реставрация кар...
Детали Скачать
Реставрация картин
Реставрация кар...
Детали Скачать
Реставрация икон
Реставрация ико...
Детали Скачать
Реставрация икон
Реставрация ико...
Детали Скачать
Реставрация икон
Реставрация ико...
Детали Скачать
Реставрация икон
Реставрация ико...
Детали Скачать
Реставрация икон
Реставрация ико...
Детали Скачать
Реставрация икон
Реставрация ико...
Детали Скачать
Реставрация икон
Реставрация ико...
Детали Скачать
Реставрация икон
Реставрация ико...
Детали Скачать
Реставрация икон
Реставрация ико...
Детали Скачать
 
 
Powered by Phoca Gallery
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Бизнес - каталог. Нижний Новгород
Сервис объявлений «Юла»
2014 Разработано в багетной мастерской "Багет Портрет"